По наиболее распространенной версии в V в. до н. э. татуировка была заимствована у Китая, где использовалась с XI в. до н. э. В III в. н. э. китайские путешественники, посетившие Японию, отметили в хронике Сан - куочи, что люди знатного происхождения здесь отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки. По другой теории, татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодаря Айнам. Айны - аборигенному население Японского архипелага жило по соседству с японцами с 7000 по 250 год до н.э. Наиболее распространенная среди самих японцев легенда гласит, что мифический правитель Японии Джимму (660 - 585 до н.э.) носил настолько эффективные японские татуировки, что восхитил царицу Сенойататару сложившую в их честь поэму. Основную массу японских татуировок можно разделить на две группы - иредзуми и гаман.
Первый термин означает "ире" - впрыскивать и "дзуми" - тушь. Своими корнями он уходит в 17 век. Этот тип татуировок носили преступники, осужденные на принудительное татуирование. После отбытия срока они скрывали свое прошлое под дополнительными стилизованными мотивами.
Второй тип японской татуировки был призван демонстрировать мужские качества, и свидетельствовал о мужестве и терпеливости носителя.
Отдельным видом татуировки можно считать особые ("скрытые") женские татуировки какуси – боро, выполняемые путем втирания в разрезы рисовой пудры. Такая татуировка проявлялась в виде белого рисунка только во время возбуждения организма или же после купания. Основными мотивами японских татуировок служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи.
Японская татуировка, как и многие другие, прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а предел падения наступил в 1868 году, после запрета изданного Мейдзи, ревностного последователя Конфуция.
Иллюстрации, включенные в древнеяпонский эпос и басни, подтверждают, что в Японии татуирование было зарезервировано привилегированным классом. Вплоть до начала XVII в. деятельность японских татуировщиков не представляла художественной ценности. Они ограничивались несложными мотивами, которые копировались на протяжении многих столетий. Благоприятный климат для бурного развития искусств, созданный историческими событиями XVII в., поспособствовал возникновению прекрасной художественной татуировки как отдельной ветви искусства. Во многом на формирование искусной татуировки оказали влияние мастера японской гравюры на дереве укийо - е. Со временем мода на японскую татуировку стала обязательной в определенных общественных кругах. В начале XIX в. в крупнейшем японском городе Эдо (нынешний Токио) татуирование тела прижилось настолько, что в списке семи чудес столицы наверняка оказался бы ремесленник, не имеющий накожных рисунков.
В этот период зародилась традиция татуировок среди японских пожарных. Поскольку трудились они, как правило, голыми, все тело, за исключением лица, части рук от локтя и ниже и ног вниз от бедер, было покрыто татуировками. Получался своеобразный купальный костюм, причем каждая пожарная команда имела свой фирменный татуировочный стиль. Торговцы рыбой рисовали на теле рыбок, проститутки - крабов (символ цепкости), профессиональные игроки - кости или карты. С помощью татуировок знаменитые японские гейши обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрытая разноцветными узорами кожа казалась некой имитацией одежды, делая при этом женщину еще более соблазнительной. Нетатуированными в этом случае оставались только лицо, ладони и ступни. Гейшам полагалось иметь лишь постоянных клиентов, которые весьма уважительно относились к своим вторым женам, проводя с ними немало времени не только на циновках, но и в беседах и прогулках. Нередко между гейшей и ее партнером возникали сильные чувства, и тогда они татуировались вместе. Например, в знак верности друг другу на руки наносились родинки, так чтобы при сцеплении ладоней метки взаимно прикрывались большими пальцами рук. Накалывались имена возлюбленных, сопровождающиеся иероглифом иноти - судьба, что по - русски можно трактовать как "любовь до гроба".
Популярность татуировки росла и благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней новый способ достижения экспрессии на сцене. В конце XVIII в. одна из наиболее красивых татуировок была у выдающегося актера Накамуры Утаэмон IV. По примеру актеров мода на японские татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии. Период на рубеже XVIII - XIX веков считается золотым в истории японской татуировки. Мотивы росписи стали не только украшением тела, но и предметом для размышлений. В современной Японии отношение к татуировке по большей части негативное, по тем же причинам что и у нас. В сознании обывателя это принадлежность к преступному миру - якудза. Разница между гражданской и преступной татуировками незначительна, в основном из - за предпочтений последних к персонажам иконографии и мотивов японских азартных игр.