В Японии искусство нательной росписи, называемое «ирэдзуми», появилось примерно в V в. до н. э. Доказательством тому являются расписанные причудливыми орнаментами терракотовые фигуры ханива, датированные указанным периодом.
Свидетельства существования на территории Древней Японии татуировок имеются и в письменных источниках. Одним из таких древних памятников японской письменности является книга «Кодзики» (VIII в.). В этом сочинении неоднократно встречаются упоминания о традиции наносить на тело молитвы Будде или отдельные строчки из этих молитв, а также имена любимых (видимо, такие татуировки были весьма распространенным в то время явлением среди жителей Страны восходящего солнца).
Эскизы и фотографии татуировок Ирэдзуми
- №1
- №2
- №3
- №4
- №5
- №6
- №7
- №8
- №9
- №10
- №11
- №12
- №13
- №14
- №15
- №16
- №17
- №18
- №19
- №20
- №21
- №22
- №23
- №24
- №25
- №26
- №27
- №28
- №29
- №30
- №31
- №32
- №33
- №34
- №35
- №36
- №37
- №38
- №39
- №40
- №41
- №42
Назначение древних татуировок
Необходимо отметить, что древние татуировки служили не только декоративными элементами, но и выполняли определенную социальную функцию — указывали, какое положение человек занимает в обществе. Чтобы татуировка получалась качественной, за помощью обращались к профессиональным мастерам-татуировщикам, появившимся в Японии очень давно.
Как развивались японские татуировки
В средние века искусство нательной росписи в Стране восходящего солнца переживало упадок, что было связано с официальными запретами на татуировки, обусловленными происходившими в государстве событиями. Но именно запрет властей послужил фактором, определившим специфику японского искусства татуировки. В это время японское общество оказалось поделенным на несколько сословий, причем внутри каждого из них действовали определенные правила поведения и существовали свои требования к внешнему виду. Рисунки на теле противоречили установленным правилам и потому считались вызовом обществу. Более того, нательные изображения воспринимались как оскорбление, брошенное обществу, поэтому власти стремились всячески искоренить это явление.
Похожие статьи
кельтские татуировкиэтнические татуировки
индийские татуировки
татуировки маори
татуировки олд-скул
полинезийские татуировки
скифские татуировки
славянские татуировки
женские татуировки
новогвинейские татуировки
татуировки в кибер-стиле
И все же, несмотря на строжайшие запреты, искусство татуажа в Стране восходящего солнца продолжало существовать и развиваться. К началу XVII столетия татуировки превратились в отличительный знак представителей низших слоев японского общества: нательные изображения можно было увидеть у рабочих, актеров бродячих театров, гейш, заядлых игроков и др.
Как уголовники скрывали отметины?
Нередко татуировки использовали в качестве прикрытия уголовники, пытавшиеся скрыть ото всех свое преступное прошлое. Дело в том, что осужденных клеймили, и удалить такую отметину было весьма проблематично. Опытным мастерам татуировки, к которым обращались осужденные, удавалось ловко замаскировать клеймо уголовника, сделав его элементом сложной татуировочной композиции.
Высшие сословия
Однако поклонники тату были не только среди простых людей и осужденных преступников, но и среди представителей высших сословий. Несмотря на запрет, они украшали свои тела изящными узорами и оригинальными орнаментами. Но выбор мест расположения татуировок был специфическим — украшались только те части тела, которые скрывались национальной одеждой: руки, ноги, грудь. Выбор этих участков для нанесения татуировок был не случаен, только таким образом можно было спрятать нательный орнамент и не навлечь на себя гнев властей и общества. Подобная традиция татуирования существовала в Японии долгое время.
19 век
В начале XIX столетия с появлением в Японии нового общественного класса — буржуазии — искусство татуировки вышло на новый уровень. Богатые люди не жалели денег на развлечения, их часто можно было увидеть в увеселительных заведениях и национальных театрах кабуки. Представители нового класса, не стесняясь, выражали свои желания, что касалось и украшения собственных тел татуировками. Тем не менее, несмотря на подобную вольность, искусство нательной росписи продолжало оставаться под официальным запретом.
Окончательно все ограничения, касающиеся татуировок, были сняты в Японии только после окончания Второй мировой войны. Но к тому времени искусство ирэдзуми переживало серьезный кризис. За многовековой период запретов мастерами-татуировщиками были утрачены многие древние технологии нанесения нательных изображений, а новые способы выполнения татуировок значительно уступали старым: они не позволяли передать всей красоты и многоцветья старинных ирэдзуми.
Ирэдзуми сегодня
Сегодня искусство нательных изображений в Японии, как и во всем мире, переживает новый период своего расцвета. Современные японские татуировки, отличающиеся объемностью, необычайной глубиной, яркостью цветов и завершенностью композиции, пользуются популярностью не только в Стране восходящего солнца, но и далеко за ее пределами. Такие изображения выполняют исключительно декоративно-эстетическую функцию, преобладающими в нательных росписях являются композиции с растительными орнаментами, изображениями реальных или мифических животных.
Необходимо отметить, что в настоящее время ирэдзуми представляет собой самостоятельное направление в искусстве Японии. Профессиональные мастера-татуировщики владеют особой техникой нанесения нательного рисунка, вобравшей в себя все лучшее из древних и многочисленных современных техник. Для выполнения узора используются специальные приспособления в виде собранных в пучок тонких игл, количество которых варьируется от 2 до 10 в зависимости от сложности наносимого рисунка. В качестве красителей современные японские мастера ирэдзуми используют составы на основе минерального или растительного сырья. С помощью таких красок на теле создаются настоящие живописные картины — яркие, многоцветные, с тонкими тоновыми переходами. Еще одной характерной особенностью современной японской татуировки является масштабность выполняемых на теле композиций. Эта традиция имеет глубокие корни: еще в древности мастера ирэдзуми заявили, что только масштабные картины позволяют целостно воспринимать изображение. По этой причине на выполнение традиционных японских татуировок отводится достаточно много времени. Сегодня сеанс татуажа в Японии может продолжаться на протяжении месяца, причем ежедневно на процедуру отводится по 1-2ч. Кроме того, процедура татуирования — удовольствие не из дешевых, поэтому украсить себя традиционными японскими ирэдзуми могут только состоятельные люди.